Онлайн мастер-класс для родителей

18.03.2021

18 марта в рамках ранней помощи с родителями учителем-логопедом Милусь Н.А. и педагогом психологом Агишевой О.В. был проведен мастер-класс. На тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи». Мы выяснили, что не все родители придают большое значение развитию моторики, но при этом все переживают за речь ребенка. Мы объяснили родителям, что речь и мелкая моторика взаимосвязаны, и рассказали им, что развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. 

В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». 

Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. 

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. 

Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. 

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми необходимо проводить активные игры:

·       складывание кубиков;

·       игры с песком и водой;

·       простейшими сборными игрушками;

·       учить лепить из пластилина,;

·       работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить;

·        определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.

·       необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. 

К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы.

В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.

Использование  упражнений, пальчиковых игр позволяет: 

·       регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; Хочу такой сайт

·       совершенствовать внимание, память; 

·       облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; 

·       установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 

·       сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 

·       сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической. 

·       повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 

·       вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. 

·       начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе). 

·       упражнения выполняются непродолжительно.

·       все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. 

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Из личного опыта с уверенностью можем сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми. 

Детям 5-7 лет мы предлагаем «поиграть на рояле», выполнить: «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук. 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .
10 комплексов пальчиковой гимнастики.docx (скачать)

Дата создания: 23.03.2021

Дата обновления: 23.03.2021

Дата публикации: 18.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».